»

Стратегия игры в нарды длинные

Стратегия игры в нарды длинные

Данное пособие рассчитано на начинающих игроков

Шашка (фишка) – то, чем ходят. В начале игры на доске по 15 шашек у каждого игрока.

Голова — начальное построение 15 шашек на первой позиции. По ходу игры на голове остается шашек все меньше, но до последней шашки она считается головой. По правилам с головы нельзя ходить больше одной шашки (кроме самого первого хода в случае выпадения 3:3, 4:4 и 6:6).

Ход – выполнение движения в соответствии с выпавшими цифрами на зарах. Таким образом, ход это от 1 до 4 движений одной или разными шашками. Возможен также пропуск хода, если нет возможности сделать ни одного движения по правилам.

Лунка (позиция, поле) – место на доске, куда можно ставить шашку. Лунок на доске 24. Позиции у головы – место, на которое можно попасть с головы на выпавшее количество очков. Например, позиция 5 – ход на 5 с головы, т.е. шестая позиция первой четверти доски.

Четверть – половина одной из двух половинок нардовой доски:

  • I – та, с которой начинается игра, т.е. та, где голова;
  • II – следующая за головой четверть (для оппонента это зона выброса);
  • III – та, где голова оппонента;
  • IV — зона выброса (последняя по ходу движения шашек).

Забор (заслон) – две или более, подряд стоящих шашек.

Запас — наличие ходов шашками, позволяющее не освобождать наиболее важные позиции в данный момент игры, которые, в случае ухода шашки, займет соперник.

Начало игры в длинные нарды

Первые несколько ходов хотя и не решают серьезных тактических задач, но в определенных условиях могут серьезно повлиять на ход игры.

Основное правило: одну шашку берем с «головы», второй ходим в другом месте. Т.е. нужно развиваться, балансировать между расстановкой шашек у своей «головы» и у «головы» соперника, захватывать территорию. Логика игры подсказывает, что надо одну шашку ставить на захват позиции у своей головы, а вторую «гнать» к чужой голове. Исключение составляют ситуации, когда соперник угрожает построить длинный забор у своей головы, например, из 5 шашек – тогда грамотнее будет занять свободное место внутри этого забора, даже если при этом вы не снимите с головы ниодной шашки.

Стратегия игры в нарды длинные преимущества, то он вполне может

Тактический план на первые несколько (обычно 5-7) ходов достаточно прост – оборона позиций своей головы и захват позиций у чужой головы. Значение II и IV четвертей доски на начальном этапе второстепенное.

1. Старайтесь не допускать захвата подряд трех и более старших позиций у своей головы. соответственно старайтесь сделать это сами у чужой.

2. Позиция на ход 6 с головы «неудобная» с точки зрения последующего хода для захвата позиций у чужой головы, т.к. одним движением она не попадает в III четверть. Лучше ставить (или двигать) эту шашку несколько далее, подготавливаясь к прыжку в III четверть.

3. Самая большая опасность в первых ходах заключается в «неудачном» расположении шашек на случай выброса крупного куша (а в очень редких случаях и не самого крупного куша), учитывайте это при своем ходе.

4. Старайтесь, чтобы ваши шашки во второй четверти стояли так, чтобы за одно движение достигать III четверти.

5. Если шашки оппонента уже готовы занять позиции в вашей I четверти. старайтесь перекрыть его ходы хотя бы в одно движение.

Чем руководствоваться при захвате у чужой головы:

  • чем больше захватите, тем лучше.
  • если есть выбор, захватывайте старшие места (ход с головы на 4-5-6).
  • чем плотнее захват, тем лучше; если выбор есть, ставьте шашки в «забор», т.е. подряд, без промежутков.
  • вам нужно как минимум одно место для того, чтобы не «застрять»; если ситуация тяжелая, старайтесь, занять место посередине (например, на ход соперника с головы 3).
  • как правило, двух мест у чужой головы вполне достаточно, чтобы двигаться в зону выброса
  • если забор в зоне у головы соперника построить не удалось, перестраивайтесь новыми шашками и стремитесь захватить максимум в зоне выброса; предпочтительно захватывать места кучно и в центре.
  • если удается захватить 4 свободных места из 6 по ходу головы оппонента, у вас появляется шанс «задушить» его и поставить марс; ради такого случая можно рискнуть даже своей обороной.
  • 5 занятых мест из 6 у чужой головы – уже на 90% марс, если на голове еще много шашек.
  • если вы заняли 5 мест у чужой головы, шестая свободна, но дотянуться туда не можете, то есть смысл переставить шашки, так, чтобы «дырка» оказалась ближе к самой голове.
  • чем больше «застрявших» шашек у противника и чем меньше запас ходов его «свободных» шашек, тем больше оправдан риск захвата мест у головы оппонента за счет ослабления позиций в других частях доски.

Все пункты про «захват» территории у чужой головы стоит примерять и к себе с точки зрения обороны, блокируя стратегические поля.

Разберем еще один момент, относящийся к началу игры .

Единственный куш, который позволяет шашке, двигаясь от своей головы не упереться в чужую – это 5:5. Путь своей шашки проходит через позицию 5 (т.е. ход 5 с головы) от своей головы, позицию 3 у чужой головы, а путь шашки противника через его пятерку у его головы и вашу тройку.

Поэтому многие опытные мастера выделяют особо эти два поля у головы и стараются занять их в первую очередь и соответственно закрывать их у себя.

Альтернативные ходы

Часто кажется, что сыграть можно по-разному и многие варианты ходов в длинных нардах одинаковы. Однако начинающие делают массу ошибок. Причина в том, что значение хода они оценивают с точки зрения позиции на доске, которую видят перед глазами. Однако, гораздо важнее предсказать, какая будет позиция к следующему ходу.

Для эффективного захвата важного поля следующим вашим ходом надо считать, какая позиция для захвата наиболее удобна, т.е. куда надо поставить свою шашку (в пределах того выбора, который у вас есть), чтобы следующим ходом с наибольшей вероятностью занять желаемое поле, если оппонент его занять не сможет

Рассмотрим вероятность попадания шашки на нужное поле при условии, что бросок зар еще не известен.

Берем для рассмотрения 12 полей (6+6) по расстоянию от цели и для каждой вычисляем вероятность попадания в цель.

  • Всего случаев выпадения зар 36.
  • Вероятность равна отношению количеству «благоприятных» случаев деленному на общее количество случаев.
  • Вероятность выпадения куша 1/36.
  • Вероятность выпадения любого другого сочетания 2/36 или 1/18.
  • Вероятность в нашем случае можно измерять целым числом без дроби (деления на 36), т.к. у всех вероятностей знаменатель равен 36.
  • Вероятность броска, в котором нужна одна какая-либо цифра (например 5) равна 11 (т.е. 11/36).

С точки зрения игрока 1-2 и 2-1 одно и то же. Но для расчета вероятностей это 2 разных благоприятных события. Именно поэтому можно говорить, что вероятность выброса 2-1 равна 1/18.

Из этих постулатов математическим путем получается, что для получения наибольшей вероятности попадания шашки на нужное поле, нужно стоять за 6 полей; при этом вероятность около 47%. Не меняет картины и наличие помехи на пути хода шашки – по-прежнему, наибольшая вероятность попадания будет с поля 6 до нужного места.

Для того чтобы получить максимальную вероятно попадания одной из двух шашек на нужное поле, их нужно выставить за 5 и 6 полей соответственно; при этом вероятность попадания составит 83%.

Как использовать эти данные? Ставьте свои шашки так, чтобы получать максимальные возможности для дальнейшего продвижения на нужные поля для себя и минимальные возможности для соперника .

Дефицит ходов в длинных нардах

Фундаментальный принцип, положенный в основу всех тактических построений и приемов длинных нард. — это дефицит ходов. Умение оперировать «дефицитом ходов» своих и оппонента – признак высочайшего мастерства.

Условно «дефицит ходов» бывает двух видов :

  • тревожный. дефицитные ходы открывают стратегически важные поля (например, защищающие от марса); при этом ради устранения дефицитности приходится жертвовать всеми другими факторами, например, не занимать свободные поля, освобождать некоторые занятые ранее поля, создавать «дефицитность» в других местах
  • умеренный. дефицитные ходы означают лишь потерю очков (несыгранные ходы выпавших костей), а к серьезным позиционным ухудшениям не приводят; такую дефицитность надо стараться устранять, но не жертвовать стратегическими или тактическими задачами

Нужно следить не только за своим дефицитом ходов, но и за дефицитом оппонента. Вполне возможны ситуации, когда устранение своего может помочь оппоненту снять и его, возможно еще более острый дефицит.

Дефицит ходов может быть не только вредным, но и полезным! Особенно это актуально при войне заборов и попытках удержать важное стратегическое поле. При любой возможности шашке на этом поле нужно устроить дефицит того хода, которого нет и в других частях доски. При этом если оппонент его занимает, вы можете быть спокойным за другую шашку, у которой он надежно заблокирует дефицитный ход.

Запас ходов и дефицит ходов – это, в целом, одно и то же, но с противоположных сторон. Однако, именно эта сторона (дефицитность некоторых ходов), а не другая (избыток или запас некоторых других ходов) важна для правильного анализа ситуации на доске. Если у Вас много ходов на 5, особенного преимущества это не даст, а вот дефицит ходов на 4 может привести к серьезным проблемам и дать оппоненту возможность строить игру или контригру.

Забор в длинных нардах

Забор — это построенные плотно в ряд фишки одного из игроков, от 3 до 6 фишек. Более 6 фишек длина забора не имеет значения.

Если вы построили забор, то уже создали себе преимущество. Забор – это источник постоянного дефицита ходов для оппонента и, в то же время, источник собственного запаса ходов.

  • 3 фишки – забор, серьезной опасности оппоненту не представляющий, но если его грамотно, в нужном месте поставить и сочетать с другими заборами или иными видами преимущества, то он вполне может быть эффективным инструментом. Наиболее эффективен в начале игры в позициях на ход оппонента 4, 5 и 6 с его руки, т.е. когда этот забор закрывает ходы с руки оппонента 4-5-6.
  • 4 фишки – уже серьезный повод для беспокойства оппонента сам по себе. Выстроенный у руки оппонента – этот забор – уже реальная угроза сделать марс, а если в позиции, закрывающей оппоненту ход с руки на 3,4,5 и 6, то такой забор уже на 70% марс оппоненту. Хотя многое зависит от количества фишек в руке на момент установки забора. Вполне эффективен такой забор и если выстроен в четвертой для себя четверти, т.е. в своей зоне выброса.
  • 5 фишек – забор очень опасный практически в любом месте. Наиболее эффективен у руки оппонента, когда единственный оставшийся тому ход – это 1,2, или 3.
  • 6 фишек – глухой забор, который пройти невозможно; почти гарантирует выигрыш, если он в 1 четверти, и почти гарантирует марс, если стоит в 3 или 4 четверти.

Заборы требуют накапливания шашек на его концах, чтобы при выпадении нужного числа (или куша) использовать его для преодоления забора.

Для борьбы с забором важно «держать» первую и вторую точку забора, но накапливать шашки нужно в основном на первой точке.

Автор идей Назим Ахундов.
Текст отредактирован специально для GAMBITER и размещен с согласия автора

Поделись с друзьями в соцсетях!

Другие бесплатные игры

Пасьянс Паук 2 Масти
Пасьянс Солитер
Пасьянс Коврик